Официальный сайт Пермского Регионального Центра Ценообразования в строительстве

Регистрация Авторизация В избранное
 
 
Главное Меню

валютный информер

Яндекс.Погода

Консультации и разъяснения.

Вопрос: Прошу дать разъяснение по вопросу оборачиваемости сборных железобетонных плит в конструкциях дорожных одежд временных автомобильных дорог.

Ответ: Постановлением Госстроя СССР от 06.02.1989 года № 15 были отменены технические правила по экономному расходованию основных строительных материалов (ТП -101-81). В связи с этим утрачивает силу и положение, согласно которому стоимость плит для покрытия временных дорог и площадок должна определяться с учетом их трехкратной оборачиваемости.

            В сметной документации и в актах выполненных работ стоимость плит должна учитываться по полной стоимости этих плит. В соответствии со «Сборником сметных норм затрат на строительство временных зданий и сооружений» (ГСН 81-05-01-2001) возвратная стоимость сборных железобетонных плит, полученных от разборки, определяется на основании акта, подписанного Заказчиком и Подрядчиком.

Вопрос: Просим рассмотреть возможность применения расценок Сборника № 34 «Сооружения связи радиовещания» для определения сметной стоимости СМР по строительству сетей водопровода и канализации методом горизонтального направленного бурения.

Ответ: Дать какие-либо рекомендации или предложения о применения расценок на устройство переходов методом горизонтального бурения по ТЕР – 34 на выполнение работ по монтажу систем водоснабжения и канализации не представляется возможным.

            Сметные нормативы по сборнику ТЕР-34 разработаны с учетом технологии работ по прокладке сетей связи, накладные расходы и сметная прибыль также учитывают специализацию выполняемых работ.

            Действие ТЕР-34 не распространяется на работы, технология производства которых и расход ресурсов отличаются от технологии и расхода ресурсов, принятых в сборнике.

            Сметная стоимость таких работ должна определяться на основании индивидуальных сметных норм и единичных расценок, учитывающим соответствующие особенности производства работ.

            Индивидуальные единичные расценки на строительные работы, удовлетворяющие необходимым методическим требованиям, утверждаются заказчиком в составе проектно-сметной документации ( п.1.5 МДС 81-36.2004). Порядок разработки и утверждения нормативов в области сметного нормирования и ценообразования утвержден Приказом Минрегионразвития от 11 апреля 2008г. № 44.

Вопрос: Организацией были выполнены работы по облицовке стен и перегородок из гипсокартонных листов (ГКЛ) по системе «Кнауф» по расценкам Сборника ТЕР-10. Высота стен составляла 3,05 и 3,08м, в связи с чем возникла необходимость наращивания стоечных профилей. Просим пояснить, учтен сметными нормами расход по наращиванию стоечных профилей?

Ответ: В соответствии с технической частью к ГЭСН 81-02-10-2001 в редакции 2008г. нормами сборника 10 предусмотрено выполнение работ по устройству перегородок, облицовке стен по системе «Кнауф» на высоте до 4м., Вашей организацией производились работы в помещениях высотой 3,08м.

            Нормы расхода материалов по единичным расценкам указанных работ определены расчетно-аналитическим методом с использованием  рабочих чертежей узлов, справочных и нормативных данных, технологии производства работ, разработанной и внедренной фирмой «Кнауф», сортамента и свойств нормируемых материалов.

Исходя из сказанного, следует, что нормативы материальных ресурсов  учитывают полный расход стоечных профилей, в том числе и их наращивание. 

Вопрос: При определении сметной стоимости выполняемых аварийных работ по ремонту, восстановлению кабеля от трансформаторной подстанции до жилого дома на территории г. Перми какой следует принять норматив на производство работ в зимних условиях:

а) ГСНр 81-05-02-2001, п.3.1 по строке «Газоснабжение и газопроводы»;

б) ГСН 81-05-02-2001, п.2.4 по строке «Электрические подстанции»;

в) ГСН 81-05-02-2001, п.51.2 «Работы по прокладке кабелей связи и силового кабеля.

         Как правильно применить норматив зимнего удорожания, если работы выполняются и в электрической подстанции и на воздушной линии одновременно?

Ответ: Все изложенные в письме  предложения, варианты а, б, в, по применению норм на зимнее удорожание выполняемых работ по восстановлению кабеля от ТП до жилого дома, неприемлемы на основании следующего. Нормы затрат по ГСНр 81-05-02-2001, разработанные для газоснабжения и газопроводов, по сути своей не соответствует линиям электроснабжения. Нормы раздела I ГСН 81-05-02-2001 в соответствии с общими указаниями определены по видам строительства, в соответствии с чем работы по восстановлению кабеля относятся на жилищное строительство.

            С учетом выполнения аварийных работ по восстановлению кабеля нормы дополнительных затрат при производстве работ в зимнее время  целесообразно принять по разделу II ГСН 81-05-02-2001 «Сборник сметных норм дополнительных затрат при производстве строительно-монтажных работ в зимнее время».

            В соответствии с заданной в разделе II номенклатурой видов работ сметные нормы зимних затрат на прокладку силового кабеля по сборнику ТЕРм - 08 (ГСЭНм 08)  принимаются по п.51.2  с  учетом п.1 технической части раздела II.

            На все прочие работы, включенные в сметную стоимость работ по ремонту кабельной линии, за исключением прокладки силового кабеля, применяется норма зимнего удорожания по п. 33 «Линии электропередач».

            В случае, если монтажные работы в ТП относятся к монтажу оборудования, норма зимних затрат определяется по п.51.1. В противном случае, с учетом отсутствия  в разделе II вида монтажных работ в ТП, при определении норм зимних затрат следует руководствоваться п.21 или 33 раздела II ГСН 81-05-02-2001.

Вопрос: Проектом предусмотрена забивка свай в количестве 1162 шт. или в объеме 1700,98м3. Фактически, с учетом «срезанных» свай, организация при производстве работ забила 1169 шт., соответственно 1711,41м3. Заказчик при приеме выполненных работ по актам КС-2 принимает по погружению свай объем на 2% меньше от проектного объема, по стоимости свай 1162 шт. Правомерны ли действия Заказчика?

Ответ: В соответствии с п.2.1 технической части ТЕР 81-02-05-2001 объем работ по погружению всех видов свай принимается по проектным данным.

Единицей измерения свайных работ по расценке ТЕР 05-01-003-06 является м3 свай. На основании изложенного,  к приему выполненных работ подлежит объем свай в количестве 1700,98м3, но при этом стоимость материальных ресурсов определяется из количества нормативного сметного расхода свай 1700,98м3 х. 1.02 = 1735,0м3.

Сметная норма ресурсов учитывает дополнительное количество забиваемых дублирующих свай в связи с «резкой» свай в период их забивки.

Действия заказчика по уменьшению проектного объема свай не правомерны, объемы работ и количество нормативного расхода материальных ресурсов на объем работ совершенно разные имеют определения.

Вопрос: Требуется составить смету на ремонт мостового крана и рихтовку подкрановых путей. В сметной базе данные работы отсутствуют. Чем можно руководствоваться при составлении сметы?

         Субподрядчик представил сметный расчет по расценке сборника ТЕРм 03-01-001-01 на монтаж крана с понижающими коэффициентами: 0,4 на ремонт механического оборудования и 0,4 на ремонт электрооборудования.

Рихтовку подкранового пути представил путем умножения длины пути на тариф 400 руб. одного п./м. Приемлем ли данный способ для сметного расчета?

Ответ: Нормативы по ремонту технологического оборудования, в том числе мостового крана, не относятся к нормативам по капитальному строительству. Капитальный ремонт оборудования проводится на действующих предприятиях и его стоимость определяется по ведомственным прейскурантам в уровне цен 1984г и 1991г. Госстрой России в период разработки новой сметно-нормативной базы 2001г. прейскуранты 1984 и 1991 годов не отменял, применение этих нормативов возможно с пересчетом их стоимости в текущий уровень цен.

В связи с отсутствием нормативов по ремонту технологического оборудования рекомендуется организациям - предприятиям разрабатывать свои индивидуальные нормы методом технического нормирования труда (хронометраж, фотографирование трудовых процессов) и утверждать их в установленном порядке, а сметы составлять ресурсным методом по фактическим затратам.

            Рихтовка подкрановых путей взаимосвязана и является составной частью ремонта мостового крана ( оборудования).

            Сметы выполнены подрядчиком с нарушением сметного ценообразования в строительстве, применение указанных норм для монтажа оборудования не правомерно. 

Вопрос: При выполнении ремонтных работ Подрядчик проводит замеры газовоздушной среды: 2 раза в день на открытых площадках установки и через каждый час в закрытых пространствах ( сосудах). Компенсация затрат включена в сводный сметный расчет, в главу 9 «Прочие работы и затраты».   С этого (2009г.) Заказчик отказался принимать у Подрядчика эти затраты, ссылаясь на то, что они предусмотрены составом накладных расходов, разделом 5 «Затраты, не учитываемые в нормах накладных расходов, но относимые на накладные расходы». Просим дать разъяснения по данному вопросу.

Ответ: В соответствии с положениями МДС 81 – 33.2001 на затраты, не учитываемые в нормах накладных расходов, но относимые на накладные расходы относятся расходы на проведение специальных мероприятий по обеспечению нормальных условий труда ( по борьбе с радиоактивностью, силикозом, малярией и т. д.).

            Ежедневные, многоразовые замеры газовоздушной среды не являются мероприятиями по обеспечению нормальных ( допустимых) условий труда.

            Выполнение этих замеров должно быть в обязательном порядке предусмотрено проектом  организации строительства согласно МДС 12-81.2007 в части соблюдения требований безопасности при производстве работ .

            Затраты на проведение замеров определяются на основании ПОС и включаются в сводный сметный расчет в главу 9 «Прочие работы и затраты», графы 7 и 8.

            Указанные затраты к затратам на возведение  временных зданий и сооружений отношения не имеют.

            Порядок проведения замеров и расчетов  за их проведение должен быть оговорен в договоре подряда по соглашению сторон.

Вопрос: Эксплуатация грузопассажирских подъемников в производственных зданиях одноэтажных (ТЕР07-05-043-03) предусмотрена сметой Заказчика, однако подрядная организация для подъема и перемещения грузов использует различные механизмы и способы перемещения людей. Прошу пояснить возможность применения указанной расценки.

2. В соответствии с требованиями п.3.8 СНиП 3.04.01-87 «Изоляция и отделочные покрытия» обеспыливание поверхностей следует производить перед нанесением каждого слоя облицовочных, приклеивающихся, штукатурных, малярных и защитных составов. Сметой Заказчика работы по обеспыливанию не предусмотрены. Согласно тех. части ТЕР15 эти затраты следует определять по ТЕР13. Но расценка ТЕР13-06-004-01 предусматривает использование промышленных пылесосов, что не всегда возможно и целесообразно. Прошу дать разъяснения о возможности применения расценки ТЕР13-06-004-01.

Ответ: По вопросу № 1. Подрядчик имеет право при актировании выполненных работ включить стоимость по эксплуатации грузопассажирских подъемников на основании  п.1.40 технической части сборника ТЕР-07, если это не противоречит условиям договора подряда по сметной стоимости работ. 

По вопросу № 2. Расценка ТЕР 13-06-004-01 на «обеспыливание поверхности» представлена в сметно-нормативной базе в единственном варианте. Согласно технологическим картам, ППР подрядчик вправе произвести обеспыливание поверхности с применением  других средств малой механизации, бытовой техники, но при этом норматив ресурсов, предусмотренный на работу промышленных пылесосов, не подлежит изменению.

В соответствии с п.4.2 МДС 81-36.2004 дословно «….единичные расценки корректировке не подлежат, в том числе в случае, когда….. предусматривается применение машин, а фактически строительные работы осуществляются вручную, либо с применением средств малой механизации».

Вопрос: Просим пояснить. Расчет договорной цены на погрузку, перевозку грунта и строительного мусора формируется из смет, составленных в базовых ценах 2001г. Однако в расценках на погрузку и перевозку груза не выделены ресурсы (маш/час), из которых формируется расчет изменения стоимости эксплуатации машин и механизмов. Считаем, что к расценкам необходимы дополнительные расчеты или калькуляции с учетом условий производства работ для определения фактических затрат на данные работы

Ответ: Территориальный сборник сметных цен на перевозку грузов для строительства в Пермской области (ТСЦ – 2001) разработан в соответствии с « Методическими указаниями по разработке сборников (каталогов) сметных цен на материалы, изделия, конструкции и сборников сметных цен на перевозку для строительства и капитального ремонта зданий и сооружений», МДС 81 -2.99.

            Сборник сметных цен на перевозку строительных грузов, действительно, не имеет данных по затратной части ресурсов автотранспортных средств на тонну груза. Согласно п.3.3 технической части сборника ТСЦ-2001 «сметные цены установлены для условий перевозки грузов бортовыми автомобилями и автосамосвалами независимо от грузоподъемности транспортных средств, ……класса дорог, по которым осуществляется  движение и зависит от класса перевозимых грузов».

            Учитывая, что сметные нормативы разрабатываются на основе принципа усреднения с минимизацией расхода всех ресурсов, для определения стоимости компенсации за перевозку груза в уровне текущих рыночных цен, рекомендуем Вам составить расчет фактических затрат ресурсов. При расчете учесть фактические условия производства работ, связанные с перевозкой груза, грузоподъемность транспортных средств, класс дорог, среднюю скорость движения.

При выполнении расчета использовать положения  МДС 81 – 2.99.

Вопрос: Просим дать заключение о правомерности применения расценок ТЕР06-001-01(вариант заказчика) и ТЕР11-01-015-01 (вариант подрядчика) для определения стоимости работ по устройству бетонной отмостки.

Ответ: Существующая сметно-нормативная база (2001г.) не имеет расценок на устройство бетонной отмостки. В тех случаях, когда отсутствуют сметные нормативы и технология работ,  потребность в ресурсах существенно отличается от предусмотренных в сборниках, заказчик разрабатывает индивидуальные нормы и расценки в составе проектно-сметной документации с последующим их утверждением согласно Приказа  Минрегионразвития РФ от 11.04.2008г. № 44.

            Вопрос о приемлемости расценки ТЕР06-01-001-01 по предложению Заказчика и расценки ТЕР11-01-015-01 по предложению Подрядчика должен решаться на стадии согласования договора подряда при определении цены работ по договору. Обе расценки разработаны с учетом различных условий производства работ и требований СНиП к качеству исполняемых работ, которые не соответствуют условиям работ по устройству отмостки. Сметные ресурсы, заложенные в указанных расценках, подлежат также анализу на соответствие их фактическим затратам при выполнении работ на отмостке.

            В силу вышеизложенного филиал не вправе дать рекомендации по перечисленным расценкам, решение принимается по согласованию сторон по договору подряда.

Вопрос: Строительство объекта финансируется из средств федерального бюджета. Согласно исходным данным, сметная стоимость определяется в базисном уровне цен 2001г., пересчет базисной стоимости в текущий уровень цен производится в сводном сметном расчете индексами изменения стоимости СМР по письму Минрегиона России (для инвестиционных проектов).

         Так как многие материалы, как дорожные знаки с высокоинтенсивной пленкой, оцинкованное ограждение мостовой группы, пластмассовые сигнальные столбики и т. д.  отсутствуют в территориальных сборниках цен, как определить стоимость этих материалов в базисном уровне цен?

Ответ: При составлении и разработке сметной документации в уровне базисных цен 2001г. с последующим переводом итога стоимости по смете в текущий уровень цен через индекс изменения стоимости СМР для инвестиционных проектов рекомендуем следующий порядок определения стоимости материалов в базисном уровне цен, отсутствующих в сметной базе.

            Текущая рыночная цена таких материалов, определяемая на основе прайс-листов поставщиков, прочих данных, переводится в Вашем случае в базисные цены через индекс для инвестиционных проектов, то-есть должен соблюдаться единый принцип перевода цен из одного уровня в другой, как для материалов, так и для сметной стоимости объекта строительства.

Вопрос: Подрядчик производит ремонтные работы по обвязке сосудов. Расценка ТЕРм 12-01-004-12 предусматривает монтаж трубопровода с усредненным количеством монтажа фасонных частей, фактически имеем 7 стыков на трубопроводе 8м, по норме расценки ресурсов недостаточно, чтобы сварить 7 стыков. Какими нормативами воспользоваться дополнительно или применить другие расценки?

Ответ: При составлении и разработке сметной документации в уровне базисных цен 2001г. с последующим переводом итога стоимости по смете в текущий уровень цен через индекс изменения стоимости СМР для инвестиционных проектов рекомендуем следующий порядок определения стоимости материалов в базисном уровне цен, отсутствующих в сметной базе.

            Текущая рыночная цена таких материалов, определяемая на основе прайс-листов поставщиков, прочих данных, переводится в Вашем случае в базисные цены через индекс для инвестиционных проектов, то-есть должен соблюдаться единый принцип перевода цен из одного уровня в другой, как для материалов, так и для сметной стоимости объекта строительства.

« Назад