Вопрос: Прошу дать разъяснение по вопросу оборачиваемости сборных железобетонных плит в конструкциях дорожных одежд временных автомобильных дорог.
Ответ: Постановлением Госстроя СССР от 06.02.1989 года № 15 были отменены технические правила по экономному расходованию основных строительных материалов (ТП -101-81). В связи с этим утрачивает силу и положение, согласно которому стоимость плит для покрытия временных дорог и площадок должна определяться с учетом их трехкратной оборачиваемости.
В сметной документации и в актах выполненных работ стоимость плит должна учитываться по полной стоимости этих плит. В соответствии со «Сборником сметных норм затрат на строительство временных зданий и сооружений» (ГСН 81-05-01-2001) возвратная стоимость сборных железобетонных плит, полученных от разборки, определяется на основании акта, подписанного Заказчиком и Подрядчиком.
Вопрос: Просим рассмотреть возможность применения расценок Сборника № 34 «Сооружения связи радиовещания» для определения сметной стоимости СМР по строительству сетей водопровода и канализации методом горизонтального направленного бурения.
Ответ: Дать какие-либо рекомендации или предложения о применения расценок на устройство переходов методом горизонтального бурения по ТЕР – 34 на выполнение работ по монтажу систем водоснабжения и канализации не представляется возможным.
Сметные нормативы по сборнику ТЕР-34 разработаны с учетом технологии работ по прокладке сетей связи, накладные расходы и сметная прибыль также учитывают специализацию выполняемых работ.
Действие ТЕР-34 не распространяется на работы, технология производства которых и расход ресурсов отличаются от технологии и расхода ресурсов, принятых в сборнике.
Сметная стоимость таких работ должна определяться на основании индивидуальных сметных норм и единичных расценок, учитывающим соответствующие особенности производства работ.
Индивидуальные единичные расценки на строительные работы, удовлетворяющие необходимым методическим требованиям, утверждаются заказчиком в составе проектно-сметной документации ( п.1.5 МДС 81-36.2004). Порядок разработки и утверждения нормативов в области сметного нормирования и ценообразования утвержден Приказом Минрегионразвития от 11 апреля 2008г. № 44.
Вопрос: Организацией были выполнены работы по облицовке стен и перегородок из гипсокартонных листов (ГКЛ) по системе «Кнауф» по расценкам Сборника ТЕР-10. Высота стен составляла 3,05 и 3,08м, в связи с чем возникла необходимость наращивания стоечных профилей. Просим пояснить, учтен сметными нормами расход по наращиванию стоечных профилей?
Ответ: В соответствии с технической частью к ГЭСН 81-02-10-2001 в редакции 2008г. нормами сборника 10 предусмотрено выполнение работ по устройству перегородок, облицовке стен по системе «Кнауф» на высоте до 4м., Вашей организацией производились работы в помещениях высотой 3,08м.
Нормы расхода материалов по единичным расценкам указанных работ определены расчетно-аналитическим методом с использованиемрабочих чертежей узлов, справочных и нормативных данных, технологии производства работ, разработанной и внедренной фирмой «Кнауф», сортамента и свойств нормируемых материалов.
Исходя из сказанного, следует, что нормативы материальных ресурсовучитывают полный расход стоечных профилей, в том числе и их наращивание.
Вопрос: При определении сметной стоимости выполняемых аварийных работ по ремонту, восстановлению кабеля от трансформаторной подстанции до жилого дома на территории г. Перми какой следует принять норматив на производство работ в зимних условиях:
а) ГСНр 81-05-02-2001, п.3.1 по строке «Газоснабжение и газопроводы»;
б) ГСН 81-05-02-2001, п.2.4 по строке «Электрические подстанции»;
в) ГСН 81-05-02-2001, п.51.2 «Работы по прокладке кабелей связи и силового кабеля.
Как правильно применить норматив зимнего удорожания, если работы выполняются и в электрической подстанции и на воздушной линии одновременно?
Ответ: Все изложенные в письмепредложения, варианты а, б, в, по применению норм на зимнее удорожание выполняемых работ по восстановлению кабеля от ТП до жилого дома, неприемлемы на основании следующего. Нормы затрат по ГСНр 81-05-02-2001, разработанные для газоснабжения и газопроводов, по сути своей не соответствует линиям электроснабжения. Нормы раздела I ГСН 81-05-02-2001 в соответствии с общими указаниями определены по видам строительства, в соответствии с чем работы по восстановлению кабеля относятся на жилищное строительство.
С учетом выполнения аварийных работ по восстановлению кабеля нормы дополнительных затрат при производстве работ в зимнее времяцелесообразно принять по разделу II ГСН 81-05-02-2001 «Сборник сметных норм дополнительных затрат при производстве строительно-монтажных работ в зимнее время».
В соответствии с заданной в разделе II номенклатурой видов работ сметные нормы зимних затрат на прокладку силового кабеля по сборнику ТЕРм - 08 (ГСЭНм 08)принимаются по п.51.2сучетом п.1 технической части раздела II.
На все прочие работы, включенные в сметную стоимость работ по ремонту кабельной линии, за исключением прокладки силового кабеля, применяется норма зимнего удорожания по п. 33 «Линии электропередач».
В случае, если монтажные работы в ТП относятся к монтажу оборудования, норма зимних затрат определяется по п.51.1. В противном случае, с учетом отсутствияв разделе II вида монтажных работ в ТП, при определении норм зимних затрат следует руководствоваться п.21 или 33 раздела II ГСН 81-05-02-2001.
Вопрос: Проектом предусмотрена забивка свай в количестве 1162 шт. или в объеме 1700,98м3. Фактически, с учетом «срезанных» свай, организация при производстве работ забила 1169 шт., соответственно 1711,41м3. Заказчик при приеме выполненных работ по актам КС-2 принимает по погружению свай объем на 2% меньше от проектного объема, по стоимости свай 1162 шт. Правомерны ли действия Заказчика?
Ответ: В соответствии с п.2.1 технической части ТЕР 81-02-05-2001 объем работ по погружению всех видов свай принимается по проектным данным.
Единицей измерения свайных работ по расценке ТЕР 05-01-003-06 является м3 свай. На основании изложенного,к приему выполненных работ подлежит объем свай в количестве 1700,98м3, но при этом стоимость материальных ресурсов определяется из количества нормативного сметного расхода свай 1700,98м3 х. 1.02 = 1735,0м3.
Сметная норма ресурсов учитывает дополнительное количество забиваемых дублирующих свай в связи с «резкой» свай в период их забивки.
Действия заказчика по уменьшению проектного объема свай не правомерны, объемы работ и количество нормативного расхода материальных ресурсов на объем работ совершенно разные имеют определения.
Вопрос: Требуется составить смету на ремонт мостового крана и рихтовку подкрановых путей. В сметной базе данные работы отсутствуют. Чем можно руководствоваться при составлении сметы?
Субподрядчик представил сметный расчет по расценке сборника ТЕРм 03-01-001-01 на монтаж крана с понижающими коэффициентами: 0,4 на ремонт механического оборудования и 0,4 на ремонт электрооборудования.
Рихтовку подкранового пути представил путем умножения длины пути на тариф 400 руб. одного п./м. Приемлем ли данный способ для сметного расчета?
Ответ: Нормативы по ремонту технологического оборудования, в том числе мостового крана, не относятся к нормативам по капитальному строительству. Капитальный ремонт оборудования проводится на действующих предприятиях и его стоимость определяется по ведомственным прейскурантам в уровне цен 1984г и 1991г. Госстрой России в период разработки новой сметно-нормативной базы 2001г. прейскуранты 1984 и 1991 годов не отменял, применение этих нормативов возможно с пересчетом их стоимости в текущий уровень цен.
В связи с отсутствием нормативов по ремонту технологического оборудования рекомендуется организациям - предприятиям разрабатывать свои индивидуальные нормы методом технического нормирования труда (хронометраж, фотографирование трудовых процессов) и утверждать их в установленном порядке, а сметы составлять ресурсным методом по фактическим затратам.
Рихтовка подкрановых путей взаимосвязана и является составной частью ремонта мостового крана ( оборудования).
Сметы выполнены подрядчиком с нарушением сметного ценообразования в строительстве, применение указанных норм для монтажа оборудования не правомерно.
Вопрос: При выполнении ремонтных работ Подрядчик проводит замеры газовоздушной среды: 2 раза в день на открытых площадках установки и через каждый час в закрытых пространствах ( сосудах). Компенсация затрат включена в сводный сметный расчет, в главу 9 «Прочие работы и затраты».С этого (2009г.) Заказчик отказался принимать у Подрядчика эти затраты, ссылаясь на то, что они предусмотрены составом накладных расходов, разделом 5 «Затраты, не учитываемые в нормах накладных расходов, но относимые на накладные расходы». Просим дать разъяснения по данному вопросу.
Ответ: В соответствии с положениями МДС 81 – 33.2001 на затраты, не учитываемые в нормах накладных расходов, но относимые на накладные расходы относятся расходы на проведение специальных мероприятий по обеспечению нормальных условий труда ( по борьбе с радиоактивностью, силикозом, малярией и т. д.).
Ежедневные, многоразовые замеры газовоздушной среды не являются мероприятиями по обеспечению нормальных ( допустимых) условий труда.
Выполнение этих замеров должно быть в обязательном порядке предусмотрено проектоморганизации строительства согласно МДС 12-81.2007 в части соблюдения требований безопасности при производстве работ .
Затраты на проведение замеров определяются на основании ПОС и включаются в сводный сметный расчет в главу 9 «Прочие работы и затраты», графы 7 и 8.
Указанные затраты к затратам на возведениевременных зданий и сооружений отношения не имеют.
Порядок проведения замеров и расчетовза их проведение должен быть оговорен в договоре подряда по соглашению сторон.
Вопрос: Эксплуатация грузопассажирских подъемников в производственных зданиях одноэтажных (ТЕР07-05-043-03) предусмотрена сметой Заказчика, однако подрядная организация для подъема и перемещения грузов использует различные механизмы и способы перемещения людей. Прошу пояснить возможность применения указанной расценки.
2. В соответствии с требованиями п.3.8 СНиП 3.04.01-87 «Изоляция и отделочные покрытия» обеспыливание поверхностей следует производить перед нанесением каждого слоя облицовочных, приклеивающихся, штукатурных, малярных и защитных составов. Сметой Заказчика работы по обеспыливанию не предусмотрены. Согласно тех. части ТЕР15 эти затраты следует определять по ТЕР13. Но расценка ТЕР13-06-004-01 предусматривает использование промышленных пылесосов, что не всегда возможно и целесообразно. Прошу дать разъяснения о возможности применения расценки ТЕР13-06-004-01.
Ответ: По вопросу № 1. Подрядчик имеет право при актировании выполненных работ включить стоимость по эксплуатации грузопассажирских подъемников на основаниип.1.40 технической части сборника ТЕР-07, если это не противоречит условиям договора подряда по сметной стоимости работ.
По вопросу № 2. Расценка ТЕР 13-06-004-01 на «обеспыливание поверхности» представлена в сметно-нормативной базе в единственном варианте. Согласно технологическим картам, ППР подрядчик вправе произвести обеспыливание поверхности с применениемдругих средств малой механизации, бытовой техники, но при этом норматив ресурсов, предусмотренный на работу промышленных пылесосов, не подлежит изменению.
В соответствии с п.4.2 МДС 81-36.2004 дословно «….единичные расценки корректировке не подлежат, в том числе в случае, когда….. предусматривается применение машин, а фактически строительные работы осуществляются вручную, либо с применением средств малой механизации».
Вопрос: Просим пояснить. Расчет договорной цены на погрузку, перевозку грунта и строительного мусора формируется из смет, составленных в базовых ценах 2001г. Однако в расценках на погрузку и перевозку груза не выделены ресурсы (маш/час), из которых формируется расчет изменения стоимости эксплуатации машин и механизмов. Считаем, что к расценкам необходимы дополнительные расчеты или калькуляции с учетом условий производства работ для определения фактических затрат на данные работы
Ответ: Территориальный сборник сметных цен на перевозку грузов для строительства в Пермской области (ТСЦ – 2001) разработан в соответствии с « Методическими указаниями по разработке сборников (каталогов) сметных цен на материалы, изделия, конструкции и сборников сметных цен на перевозку для строительства и капитального ремонта зданий и сооружений», МДС 81 -2.99.
Сборник сметных цен на перевозку строительных грузов, действительно, не имеет данных по затратной части ресурсов автотранспортных средств на тонну груза. Согласно п.3.3 технической части сборника ТСЦ-2001 «сметные цены установлены для условий перевозки грузов бортовыми автомобилями и автосамосвалами независимо от грузоподъемности транспортных средств, ……класса дорог, по которым осуществляетсядвижение и зависит от класса перевозимых грузов».
Учитывая, что сметные нормативы разрабатываются на основе принципа усреднения с минимизацией расхода всех ресурсов, для определения стоимости компенсации за перевозку груза в уровне текущих рыночных цен, рекомендуем Вам составить расчет фактических затрат ресурсов. При расчете учесть фактические условия производства работ, связанные с перевозкой груза, грузоподъемность транспортных средств, класс дорог, среднюю скорость движения.
При выполнении расчета использовать положенияМДС 81 – 2.99.
Вопрос: Просим дать заключение о правомерности применения расценок ТЕР06-001-01(вариант заказчика) и ТЕР11-01-015-01 (вариант подрядчика) для определения стоимости работ по устройству бетонной отмостки.
Ответ: Существующая сметно-нормативная база (2001г.) не имеет расценок на устройство бетонной отмостки. В тех случаях, когда отсутствуют сметные нормативы и технология работ,потребность в ресурсах существенно отличается от предусмотренных в сборниках, заказчик разрабатывает индивидуальные нормы и расценки в составе проектно-сметной документации с последующим их утверждением согласно ПриказаМинрегионразвития РФ от 11.04.2008г. № 44.
Вопрос о приемлемости расценки ТЕР06-01-001-01 по предложению Заказчика и расценки ТЕР11-01-015-01 по предложению Подрядчика должен решаться на стадии согласования договора подряда при определении цены работ по договору. Обе расценки разработаны с учетом различных условий производства работ и требований СНиП к качеству исполняемых работ, которые не соответствуют условиям работ по устройству отмостки. Сметные ресурсы, заложенные в указанных расценках, подлежат также анализу на соответствие их фактическим затратам при выполнении работ на отмостке.
В силу вышеизложенного филиал не вправе дать рекомендации по перечисленным расценкам, решение принимается по согласованию сторон по договору подряда.
Вопрос: Строительство объекта финансируется из средств федерального бюджета. Согласно исходным данным, сметная стоимость определяется в базисном уровне цен 2001г., пересчет базисной стоимости в текущий уровень цен производится в сводном сметном расчете индексами изменения стоимости СМР по письму Минрегиона России (для инвестиционных проектов).
Так как многие материалы, как дорожные знаки с высокоинтенсивной пленкой, оцинкованное ограждение мостовой группы, пластмассовые сигнальные столбики и т. д.отсутствуют в территориальных сборниках цен, как определить стоимость этих материалов в базисном уровне цен?
Ответ: При составлении и разработке сметной документации в уровне базисных цен 2001г. с последующим переводом итога стоимости по смете в текущий уровень цен через индекс изменения стоимости СМР для инвестиционных проектов рекомендуем следующий порядок определения стоимости материалов в базисном уровне цен, отсутствующих в сметной базе.
Текущая рыночная цена таких материалов, определяемая на основе прайс-листов поставщиков, прочих данных, переводится в Вашем случае в базисные цены через индекс для инвестиционных проектов, то-есть должен соблюдаться единый принцип перевода цен из одного уровня в другой, как для материалов, так и для сметной стоимости объекта строительства.
Вопрос: Подрядчик производит ремонтные работы по обвязке сосудов. Расценка ТЕРм 12-01-004-12 предусматривает монтаж трубопровода с усредненным количеством монтажа фасонных частей, фактически имеем 7 стыков на трубопроводе 8м, по норме расценки ресурсов недостаточно, чтобы сварить 7 стыков. Какими нормативами воспользоваться дополнительно или применить другие расценки?
Ответ: При составлении и разработке сметной документации в уровне базисных цен 2001г. с последующим переводом итога стоимости по смете в текущий уровень цен через индекс изменения стоимости СМР для инвестиционных проектов рекомендуем следующий порядок определения стоимости материалов в базисном уровне цен, отсутствующих в сметной базе.
Текущая рыночная цена таких материалов, определяемая на основе прайс-листов поставщиков, прочих данных, переводится в Вашем случае в базисные цены через индекс для инвестиционных проектов, то-есть должен соблюдаться единый принцип перевода цен из одного уровня в другой, как для материалов, так и для сметной стоимости объекта строительства.